Важно знать

Петр и Павел — два пути ко Христу

12 июля Святая Церковь чтит память святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Мнения церковных историков относительно точной даты смерти апостолов не совпадают: одни считают, что они приняли мученическую кончину в Риме в один день, другие говорят о разнице ровно в один год. Столь ли важны даты в данном случае? Главное, что всю свою жизнь святые апостолы посвятили проповеди и окончили свой земной путь, пострадав за веру.

святые апп.Петр и Павел

Апостол Петр

  • Галилея

Галилея, в которой жил будущий ученик и апостол, а изначально простой рыбак Симон сын Ионы, была, если верить описанию историка Иосифа Флавия, чудесным местом. Расположенная между рекой Иордан и Средиземным морем плодородная земля изобиловала разнообразием флоры и фауны и отличалась мягким климатом. Местность была знаменита своим виноградниками и маслом. Во Второзаконии есть очень поэтичная строчка, которая иллюстрирует плодородие этой земли: «Асир <...> окунет в елей ногу свою» (Втор. 33,24). А  Тивериадское (Генисаретское) озеро, изобилующее рыбой, было настолько огромным, что его называли Галилейским морем. Но жизнь рядовых людей была не столь проста и беззаботна. Хотя этой областью и управлял Ирод Антипа (Четверовластник), но всё же настоящими правителями являлись представители Римской империи. Народ облагался непосильными налогами и вынужден был жить в постоянном страхе перед теми, кого считал захватчиками и оккупантами родной земли.

  • Чудесный улов

Симон, как и многие другие его соотечественники, добывал пропитание тяжелым трудом. Он рыбачил на Тивериадском озере. Но работа эта нестабильна, зависит от погоды, случая, сезона. Однажды, после изнурительной ночной рыбалки, которая не принесла улова, будущий апостол пристает к берегу и видит там толпу, собравшуюся около какого-то человека. И вот, человек этот обращается к нему и просит позволения войти в лодку, чтобы народ лучше слышал слова проповеди.

Мы с вами уже знаем из Евангелия, что этим человеком был Господь Иисус Христос. Но Симон-Петр тогда ещё не был призван и не представлял, кому помогает. После окончания проповеди Христос снова обращается к рыбаку и говорит:

— Симон Ионин, отплыви на глубину и закинь сети.

На что Петр отвечает:

— Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

Представьте себе чувства апостола в тот момент: он устал после ночного лова, оказавшегося ещё и бесполезным, к тому же, как опытный рыбак, он знал, что днем рыба ловится плохо. А это значит, что впереди еще одно разочарование, после которого надо будет заново чистить сети. Но всё же он доверяется Господу. 

святые апп.Петр и Павел

Как повествует евангелист Лука, улов был настолько большим, что сети прорывались, а лодки начали тонуть от огромного количества рыбы. Симон-Петр, пораженный этим событием, осознал, что на его глазах случилось чудо и Кто его сотворил. Тогда он припал к ногам Христа и сказал: выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный! (Лк. 5:8) Но Господь в ответ не отвергает его и не обличает его грехи, но призывает следовать за собой: «Отныне будешь ловить человеков». (Лк. 5:10)

  • Любишь ли Меня?

Уже после своего Воскресения Иисус Христос снова явится апостолам при похожих обстоятельствах, и снова апостол Петр первым поймет, что перед ним Господь, и поспешит навстречу Ему. И как трижды отрекся от Господа, сказав, что «не знает человека того», так теперь трижды засвидетельствует (Ин. 21:15) свою любовь к Нему:

— Симоне Ионин, любишь ли Меня?

Опечалился Петр, что третий раз спросил его: любишь ли меня?

— Господи, Ты всё знаешь, Ты знаешь, что люблю Тебя.

— Паси овцы моя.

Петр понимает, почему их диалог строится именно так. Ведь до крестной смерти Спасителя он с гордостью говорил, что если и другие отрекутся, то только не он. Но мы знаем, что, как и предсказал Господь, «прежде чем петух пропоет, трижды отречешься от меня», так и случилось. Возможно, если бы Петра схватили и тоже повели на допрос и казнь, он не отрекся бы, поддавшись героическому порыву. Но ночь была долгой, неизвестность и ощущение несбывшихся надежд подтачивали, и он сам не заметил, как отказался от Своего Господа. Однако же Христос не упрекает своего ученика в этом, не порицает его. Это урок истинного смирения, раскаяния и безграничной любви. Петр уже не бахвалится своей преданностью, но говорит: «Господи, Ты всё знаешь». И в награду за честность, искреннее раскаяние и любовь получает троекратное повеление заботиться об овцах стада Христова. Настолько доверяет ему Господь, что вверяет души всех, кто станет в последствии христианами.

И, как мы знаем, апостол Петр, имя которого с древнегреческого языка переводится как «камень», стал настоящим основанием Церкви. Он прошел с евангельской проповедью по многим странам (Испания, Британия, Греция, Малая Азия) и окончил свой земной путь в Риме в 67 году, где был распят вниз головой за проповедь Христа.

Апостол Павел

  • Тарс

О происхождении апостола Павла мы знаем из его собственных слов (Деян. 22:3), что он родился в Тарсе Киликийском. Итак, что же это за город, в котором родился Савл, будущий апостол Павел?

Тарс — один из древнейших городов (первые поселения датируются эпохой неолита), который сохранился до нашего времени под названием Тарсус. Он расположен на территории современной юго-восточной Турции, недалеко от Средиземного моря. Во времена апостола Павла город считался одним из центров эллинистической образованности, наряду с Афинами и Александрией.

апп. Петр и Павел

На его территории проживало большое количество греков. Таким образом, мы можем сделать вывод, что Савл был знаком и с наследием античной культуры и философии, и с обычаями греков, и общение с язычниками было для него привычным делом, в отличие, например, от апостола Петра, выросшего в Галилее среди иудеев.

Судя по всему, семья Савла имела высокий статус, так как отец будущего апостола, как и он сам, имел римское гражданство, что было редкостью для жителей провинций. А имя «Павел» (в переводе - «малый») скорее всего было семейным римским именем, которое впоследствии святой обыгрывает, называя себя «меньшим из апостолов».

  • Фарисей

Следующим важным городом в жизни Савла становится Иерусалим. Здесь будущий апостол обучается тонкостям Закона и толкованию Писания «у ног Гамалиила», самого авторитетного богослова того времени. Но зачем ему это понадобилось? Как сам апостол Павел говорит о себе: «Я — фарисей, сын фарисея» (Деян. 23:6). Что же это значит? Сегодня изначальное значение этого слова сильно изменилось, оно стало метафорой для обозначения человека притворно набожного, святоши. Но в те времена фарисеями называли ревнителей Моисеева закона, представителей одного из течений в иудаизме. Кстати, именно оно легло в основу раввинистического иудаизма, каким он сохранился до наших дней. Как было сказано выше, фарисеи были ревнителями, а большим из них Савл: «Я со всею жестокостью гнал Церковь Божию, разорял ее и превосходил в иудействе многих ровесников из моего народа, потому что беспредельной была моя ревность об отеческих преданиях» (Гал. 1:12). Настолько беспредельной, что он стерег одежды тех, кто побивал камнями первомученика Стефана, и выпросил грамоты, чтобы преследовать последователей Христа в Дамаске.

апп. Петр и Павел

  • Из гонителя — в апостолы

Да, жизненный путь Савла (Павла) совсем не похож на жизнь Симона (Петра). Но их объединяе одно — горячее, неравнодушное сердце, желание и готовность служить Богу, неравнодушие. Видимо, именно поэтому Христос является Савлу по дороге в Дамаск, куда он так спешит, чтобы гнать и предавать смерти местных христиан.

Представьте, насколько радикально изменилась его жизнь после этой встречи! Он становится persona non grata для своих бывших наставников, соучеников, родственников, лишается блестящей карьеры раввина. В архаичном мире, где положение в обществе было одним из важнейших элементов жизни человека, Савл лишился всего. Но он не мог сопротивляться призыву Господа. Как повествует книга Деяний, Савл увидел свет и услышал голос Бога, а затем ослеп и три дня ничего не видел, пока не крестился. Он прозрел и телесно, и духовно, познал истину.

Будучи человеком сведущим в Писании, Павел не мог не знать о пророчествах о пришествии Спасителя. Он был готов и ждал Его, но, как и основная масса иудеев, ждал другого Мессию — освободителя от римлян, воина и царя. Теперь же, после личной встречи со Христом, он сам становится из гонителя одним из самых ревностных Его учеников и апостолов. «Но для того я и помилован, чтоб Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» (1Тим.1:16) Именно его послания мы чаще всего слышим во время Литургии, церковных Таинств, а также различных треб. Они написаны живым языком, пронизаны любовью и заботой о пастве, наставлениями и во многом революционными для того времени призывами к людям. Даже далекие от Церкви люди хоть раз в жизни слышали «Гимн любви» из 13 главы послания к Коринфянам.

Апостол Павел обошел с проповедью огромное количество стран, не забывая о пастве, о людях, которых привел ко Христу. Будучи в Риме, он проповедовал до самой своей мученической кончины. В 67 или 68 году как римский гражданин святой апостол был усечен мечом. Но его слова до сих пор живы и актуальны для всех нас.

 

Сложно представить себе двух более непохожих друг на друга людей. Петр — простой рыбак из Галилеи, Павел — ученый муж и римский гражданин. Но их обоих объединяло одно — горячая вера, преданность Богу и Церкви, любовь к пастве, способность признавать ошибки прошлого, искренне раскаиваться в них и идти за Христом, вверяя Ему всю свою жизнь.

Александра Забродская, регент храма прп.Евфросинии Полоцкой в Кунцеве

  • Instagram - Grey Circle

Полоцкая ул., вл.16, Москва, Россия, 121351

Ежедневно: 09:00 - 18:00

© 2018 Храм Прп. Евфросии Полоцкой. Сайт создан при поддержке Бухариной Алины Юрьевны